—воевременно и с гарантией качества


ћосковские аптеки, 2015 год є5

¬ жизни любого человека может возникнуть ситуаци€, когда ему потребуетс€ лекарственный препарат дл€ лечени€ какого-нибудь сложного заболевани€, который в обычных аптеках найти непросто, а порой и невозможно. ¬ыходом могли бы стать специализированные аптеки.

Ќеобходимость развити€ специализированных аптек, способных обеспечить население широким перечнем препаратов по т€желым заболевани€м, становитс€ все более очевидной. —прос на покупку в аптеках специализированных лекарств по таким сложным нозологи€м, как онкологи€, гепатологи€, гематологи€, психоневрологи€ и др., ежегодно растет. ƒл€ этого есть несколько причин: состо€ние больного порой не позвол€ет ждать оформлени€ инвалидности, постановки на учет, выделени€ квоты, р€д
препаратов не входит в льготное обеспечение, желание анонимности и еще р€д причин, по которым пациенту приходитс€ покупать препараты на свои деньги.

ѕо мнению председател€ Ќаблюдательного совета јссоциации "јль€нс специализированных аптек и фармацевтических дистрибьюторов госпитального рынка" (ј—ј) Ћарисы ¬алентиновны ∆елтковой, в –оссии пока не сформирована культура покупки специализированных лекарственных препаратов. ¬ случае необходимости покупки сложного лекарства, как правило, начинаетс€ его хаотичный поиск самим больным или его родственниками.

ј—ј_∆елткова

— другой стороны, и сам аптечный рынок не всегда поспевает за мен€ющимис€ потребност€ми. ¬ насто€щее врем€ он перенасыщен аптеками, условно говор€, "дл€ здоровых людей", делающими ставку на ќ“—Цпрепараты. ј вот специализированных аптек пока немного, они не объединены и не имеют законодательной базы. 3Ц4 года назад, когда начиналось развитие коммерческого госпитального сегмента, мало кто его признавал. ћногие производители на тот момент считали обращени€ пациентов за сложными лекарственными средствами в коммерческую розницу спонтанными и единичными. ƒистрибуторы работали в основном на обеспечение госконтрактов, а коммерческий госпитальный сегмент обслуживалс€ по остаточному принципу.

ќднако ситуаци€ постепенно мен€лась. ¬ 2013Ц2014 гг. дол€ госпитального ассортимента составила 15% в общем обороте рецептурных препаратов в коммерческом сегменте. «а 9 мес€цев 2014 г., по оценке ј—ј, коммерческие продажи в госпитальном сегменте достигли 23,5 млрд руб. –ынок достаточно большой, его нужно поддерживать, развивать и делать удобным, прежде всего, дл€ пациентов, но также и дл€ участников, его обеспечивающих.

ј—ј впервые в –оссии вводит пон€тие "специализированна€ аптека". Ќо можно ли считать развитие специализированных аптек инновацией или это Ђхорошо забытое староеї? —корее, последнее. ¬едь еще в советские времена в каждом городе, в каждом районном центре существовали профильные аптеки по определенным нозологи€м.

ќсновные цели специализированной аптеки Ч это своевременное обеспечение населени€ необходимым ассортиментом гарантированного качества, оказание квалифицированной фармацевтической помощи и в случае необходимости Ч психологической поддержки. ƒл€ развити€ специализированной аптеки важны
три "кита", которые позволили бы ей добитьс€ успеха на рынке: формирование сбалансированной ассортиментной матрицы, уровень подготовки персонала и информационна€ работа с докторами в лечебноЦпрофилактических учреждени€х (Ћѕ”).

ѕоследний фактор €вл€етс€ бесспорным не дл€ всех. Ќо вначале немного истории. ¬ –оссии вплоть до XVIII в. вообще не было такого пон€ти€ Ч "аптекарь". ƒоктор, он же знахарь, самосто€тельно изготавливал лекарство и лечил им. » только в этом веке произошло разделение единой профессии на две, но доктор и аптекарь всегда были в св€зке и совместно решали, чем лечить больных. Ѕолее заметным разделение стало с развитием фармацевтической промышленности.

¬ недавнем "советском" прошлом аптеки не просто могли, но и были об€заны работать с Ћѕ”. ¬ середине 1980-х гг. в институтах даже существовала специализаци€ "провизорЦинформатор". Ётот специалист работал в аптеке и об€зан был посещать врачебные конференции, чтобы преподносить врачебному сообществу информацию о состо€нии лекарственного рынка, а взамен получал информацию от докторов о статистике заболеваний и потребност€х пациентов в лексредствах. » таким образом аптекам удавалось грамотно формировать ассортиментную матрицу. ѕо мнению Ћ.¬. ∆елтковой, это хорошо забытое старое и должно лечь в основу формировани€ ассортимента в
специализированных аптеках, когда, с одной стороны, не будет дефектуры, а с другой Ч переизбытка лекарств.

ќчень важно, чтобы провизор во врем€ отпуска лекарства имел возможность св€затьс€ с доктором. “ака€ необходимость может возникнуть по разным причинам: с целью уточнить дозировку, побочные эффекты, взаимодействие назначенного лекарства с другими препаратами и т.п.   примеру, дл€ ≈вропы это нормальна€ практика, и там на рецептах значитс€ не только фамили€ врача, но и его координаты.

Ѕольша€ роль в достижении успеха специализированной аптеки отводитс€ компетенции персонала. ¬ ее формировании важно общение провизоров не только с врачами, но и производител€ми лекарственных препаратов. ѕровизоры должны обладать достаточно глубокими знани€ми в области применени€ сложных лекарств. ѕроизводители могли бы делитьс€ информацией по разработанным ими лекарственным препаратам. ќсобое внимание удел€етс€ попул€ризации и совместному продвижению сопутствующих препаратов дл€ улучшени€ качества жизни пациентов.

—уществующие на госпитальном аптечном рынке проблемы легче решать сообща. ѕрекрасно понима€ это, јссоциаци€ Ђјль€нс специализированных аптек и фармацевтических дистрибьюторов госпитального рынкаї предлагает всем заинтересованным сторонам объединитьс€. јссоциаци€, начавша€ свою де€тельность в июне 2014 г., представл€ет собой некоммерческий союз аптек, производителей, дистрибьюторов и врачей, главна€ цель которого Ч формирование в обществе культуры покупки специализированных лекарств.

ј—ј стремитс€ создать идеальный формат аптеки, в которой структура ассортимента обеспечивает наличие или оперативную доставку специализированных препаратов, в том числе редких оригинальных лекарств. √де пациент всегда своевременно найдет сложное лекарство высокого качества и где ему окажут квалифицированную профессиональную помощь, а при необходимости Ц и психологическую поддержку.

ѕоскольку в некоммерческий союз вход€т все участники лекарственного обеспечени€, ј—ј берет на себ€ ответственность за качество препаратов по всей цепочке от производител€ до потребител€. Ёто достигаетс€ целым комплексом мер.

јптеки, вошедшие в јль€нс, ежегодно проход€т комплексный аудит, включа€ аттестацию персонала. Ёто аудит качества исполнени€ требований фармпор€дка, который также включает детальную оценку благонадежности поставщиков лекарственных препаратов.

—овместно с производител€ми и »“Цхолдингом Original Group в –оссии стартовала масштабной программы "—топЦконтрафакт" (ее разработка и внедрение) Ц инновационной системы по распознаванию контрафактной и фальсифицированной продукции.

ј—ј учредила некий знак качества по аналогии со звездой ћишлен (знаком качества, присуждаемым ресторанам с отменной кухней), присужда€ его той или иной аптеке, тем самым подтвержда€ и гарантиру€ качество лекарственных препаратов. јптеки, которые вход€т в сообщество, обеспечивают необходимый сток сложных препаратов в городе присутстви€ пациента. ≈му не нужно ехать засложными лекарствами в ћоскву или —анкт-ѕетербург, как это до сих пор происходит в некоторых регионах. ѕри этом ј—ј информирует о наличии таких препаратов.

јссоциаци€ оказывает профессиональную консультативную поддержку участникам госпитального коммерческого рынка. ¬ ее рамках реализуютс€ различные научноЦметодические, образовательные, консультационные программы. Ёто врачебные дискуссии по методикам лечени€, образовательные программы дл€ аптек, врачебные консультации дл€ пациентов  на интернет-портале www.asa.social.ru

Ќапример, дл€ аптек сформирован единый учебный центр, в котором можно пройти обучение как дистанционно, так и в очной форме. ќбучение включает в себ€ стандарты работы специализированной аптеки. “акже образовательна€ программа содержит семинары по продуктам и нозологи€м плюс обучение психологическим навыкам работы со сложными пациентами.

—овместно с производител€ми јссоциаци€ внедр€ет новейшие методики лечени€ при применении инновационных продуктов, таким образом, выступа€ в роли  проводника новых препаратов на аптечный рынок.

јссоциаци€ планирует структурировать госпитальный коммерческий сегмент и создать систему контрол€ и саморегулировани€ на госпитальном коммерческом рынке. ј в дальнейшем Ч выход на государственные структуры по факту поддержки инициатив в части разработки или внесени€ изменений в законодательные акты.

Ќе меньшее внимание, чем профессиональным участникам госпитального коммерческого рынка, ј—ј удел€ет непосредственно пациентам, на которых направлена значительна€ часть меропри€тий. —оздаютс€ единый callЦцентр в –‘ дл€ потребителей по поиску редких лекарств и международный интерактивный портал дл€ онкопациентов. —тартовали бесплатные врачебные консультации по онкологии, гематологии и гепатологии на сайте www.asa.social.ru Ћюбой человек может задать вопрос и в течение 24 час.
получить консультационную поддержку от ведущих медицинских экспертов из федеральных Ћѕ”.

¬ насто€щее врем€ ј—ј включает около 200 аптек и продолжает расшир€тьс€. ≈жедневной практической работой јссоциации €вл€етс€ выделение специализированных аптек на фармацевтическом рынке, проведение их аккредитации, присвоение знака качества и дальнейшее продвижение. „леном јссоциации может стать люба€ аптека, котора€ имеет хорошее позиционирование на рынке и не была замечена в работе с контрафактом. ¬се остальное Ц дело наживное.

  слову, в ј—ј существует предварительна€ система оценки аптек. ≈ще до вступлени€ в јссоциацию аптеки оцениваютс€ по критери€м ассортимента, уровн€ подготовки персонала. ј—ј проводит проверку по выполнению требований фармпор€дка и по ее результатам делает выводы о возможности дальнейшей работы аптеки в рамках јссоциации. ѕока еще не было случаев, чтобы кому-то было отказано во вступлении в ј—ј.

ѕо оценкам ј—ј, на 300 тыс. человек может приходитьс€ одна специализированна€ аптека, тогда в ней будет потребность.

√енеральный директор и владелец сети аптек "Ѕиомедсервис" (г. ќмск) ќлег ћирошник считает, что интеграци€ в единую общероссийскую ассоциацию пойдет на пользу аптекам. ≈го компани€ занимаетс€ специализированным ассортиментом более 10 лет, поэтому может спрогнозировать, что коммерческий госпитальный сегмент будет
развиватьс€, однако не все смогут удержатьс€ на плаву. –абота аптек со специализированным ассортиментом требует дополнительных профильных знаний и ресурсов, и не кажда€ компани€ свободно вливаетс€ в этот сегмент фармрынка. ¬ дальнейшем госпитальный аптечный рынок, надеетс€ ќ.ћирошник, достигнет такой критической массы, когда производители будут достаточно серьезно заинтересованы в продвижении своих препаратов через данный канал.

√енеральный директор и владелица единственной в  алининграде аптечной сети "јптека плюс" *≈лена √рицук* в своей работе делает ставку на качество и своевременность доставки препаратов. ѕо ее мнению, участие в јссоциации может придать аптеке больше значимости в информационной работе провизоров с врачами. —оюз врача и провизора необходим, такое взаимодействие помогает в работе.

јптека "Ѕиркенхоф" в ћоскве также давно работает в госпитальном коммерческом сегменте. ќна изначально была специализированной, так как аптека создавалась не дл€ помощи производител€м, а стала в итоге помощником во внедрении инновационных Ћѕ. "»сторически" сложилось так, что основную часть ее ассортимента составл€ют препараты дл€ лечени€ вирусных гепатитов. ¬ насто€щее врем€ аптека €вл€етс€ одним из лидеров рынка в ћоскве в своем сегменте и занимает примерно 30Ц35% коммерческой гепатологии.  ¬ладелица аптеки »рина ¬ойтк надеетс€, что вступление в јссоциацию предоставит дополнительные возможности дл€ развити€ других направлений, помимо гепатологии.

”частники јссоциации "јль€нс специализированных аптек и фармацевтических дистрибьюторов госпитального рынка" рассчитывают совместными усили€ми
преодолеть все трудности, которые сегодн€ существуют на госпитальном аптечном рынке, понима€ насущную необходимость в своей де€тельности дл€ пациентов. ј также они хот€т возродить традиции аптечного дела, где аптека Ч не только коммерческа€, но и социально значима€ организаци€, и гарант качества.

ѕо материалам секции "—пециализированна€ аптека Ч инноваци€ или возврат к традици€м" в рамках XXII Ќационального конгресса "„еловек и Ћекарство"
Ћопатка »нга
27.05.2015

Ќазад