(3812) 53-99-14 644024, г.Омск, ул. Декабристов, 45
e-mail:info@biomedservice.ru
Группа "ВКонтакте" - Аптека Биомедсервис

Узкопрофильный анфас

В Сибири набирает обороты относительно новое направление фармритейла — узкопрофильные аптеки, специализирующиеся на реализации только одной группы товаров. Участники рынка разошлись в оценке перспектив этого тренда — кто-то считает специализированные аптеки маржинальным бизнесом, другие называют такие проекты лишь удачным маркетинговым ходом.

Западный тренд на Востоке

В Барнауле открылась первая специализированная аптека «Мама и малыш», сделавшая упор на реализацию товаров для детей, молодых мам, а также беременных женщин. Организатором выступила крупнейшая аптечная сеть региона «Первая помощь». Торговая площадь точки составляет 90 м2, ассортимент — 6,7 тыс. наименований, из которых только 1,3 тыс. соответствует основной специализации учреждения. Однако в дальнейшем общее количество товаров должно возрасти до 7,5 тыс., при этом доля продукции для детей и мам также увеличится таким образом, чтобы обеспечивать от 20 до 24% выручки. «Мы уверены в успешности именно такого формата еще и потому, что аптека расположена в новом районе, где проживает много молодых семей. При этом потребность в таких товарах в городе велика, сегмент продуктов для новорожденных был представлен в городе очень слабо, поэтому мы решили заняться им», — рассказал руководитель отдела ассортимента аптечной сети Сергей Михнюк.

Стоит отметить, что «Первая помощь» уже имеет опыт работы с узкопрофильными аптечными учреждениями. Некоторое время назад они открыли такое учреждение в формате бутика элитной косметики. Больше в Алтайском крае с фармточками узкой специализации никто не работал. Как рассказал г-н Михнюк, компания имеет некоторые планы по открытию таких предприятий, но они пока не разглашаются: «В Западных странах уже существует разделение аптек по специализациям, и постепенно эта тенденция приходит к нам. Не думаю, что этот процесс будет скорым, но лет через 10 в Сибири значительное число аптек, наверное, уже будет узкопрофильными».

Нишевые ограничения

В отличие от Барнаула, где в «узком» формате работают только две вышеназванные аптеки, в Омске это направление уже имеет свою историю. Компания «Биомедсервис», которая с 1993 г. занималась оптовыми поставками иммунологических препаратов, в 2000 г. открыла первый розничный торговый пункт. В настоящее время в сеть входит уже три аптеки, рассматривается возможность открытия четвертой. Из ассортимента этих аптек, который составляет примерно 3 тыс. наименований, непосредственно иммунологическими товарами являются лишь около 150 позиций (практически все лекарства, представленные в этом сегменте на рынке). Однако довольно большую долю занимает «смежная» продукция, т.е. препараты, которые употребляют совместно с иммунологическими: противовирусные, гинекологические и др. Эти товары и обеспечивают аптекам более половины дохода.

Другие предприниматели работают, специализируясь на ортопедической продукции и противодиабетических препаратах. Некоторое время назад здесь открылась также узкопрофильная аптека «Семейная», однако затем она все же вернулась к формату традиционного фарм­учреждения.

Постепенный переход некоторых аптек к узким специализациям директор «Биомедсервиса» Олег Мирошник считает закономерным. Причиной является усиление конкуренции, вследствие которой предприниматели принимают одну из бизнес-стратегий: либо стать дискаунтером, либо занять свою нишу, позиционируясь как продавец одной группы товаров. Однако, по его мнению, этот процесс вряд ли станет массовым.

«Специализация аптек не может быть массовой, поскольку для этого существует не так уж много ниш. Нельзя, например, сделать кардиологическую, гастроэнтерологическую, неврологическую аптеку, потому что соответствующие препараты входят в стандартный ассортимент большинства аптек. В то же время опасно зауживать и углублять ассортимент в пределах одной товарной группы, например противоварикозного трикотажа, т.к. это ведет к уменьшению числа потенциальных покупателей», — отмечает Олег Мирошник.

Еще одной трудностью, мешающей распространению специализированных аптек, является компетенция персонала — непросто найти специа­листов, имеющих глубокие знания в какой-то узкой области.

«Фишка» продвижения

Город Томск в настоящее время не имеет ни одной специализированной аптеки. По мнению руководителя местной аптечной сети «Фиалка» Оксаны Зерновой, такие учреждения в регионе могут и не появиться. «На фоне других сибирских регионов у нас фармацевтический бизнес особенный. Он характеризуется большим количеством аптечных супермаркетов и вообще крупных «многопрофильных» аптек. И очевидно, что нет никакого экономического смысла открывать рядом с ними учреждения узкой специализации», — считает она. Кроме того, руководитель компании заявила, что скептически относится к такому формату работы: «На мой взгляд, узкая специализация — это в первую очередь маркетинговый ход. Трудно рекламировать одну отдельно взятую аптеку, потому что они все одинаковые. Когда же у нее появляется некая «изюминка», то этот вопрос решается гораздо проще».

Развитие специализированного аптечного бизнеса наблюдается и в Красноярске.

Здесь этим занимается крупнейшая региональная сеть «Губернские аптеки». Несколько лет в ее составе действуют гомеопатический центр и ортопедические салоны. Недавно также были открыты два профильных аптечных магазина — «Я и моя мама» и «Папа, мама, я», где представлен ассортимент товаров для молодых мам и беременных женщин, средства по уходу за новорожденными.

Кроме того, в текущем году «Губернские аптеки» открыли специализированные отделы госпитального ухода.

Зам. генерального директора по коммерции сети «Губернские аптеки» Алена Попова отметила, что тенденция к специализации наблюдается в СФО в последние несколько лет. По ее мнению, это направление работы фармритейла вполне может иметь перспективы на рынке. «Данная тенденция объясняется двумя причинами. Во-первых, необходимо выводить из аптек позиции, которые в связи с изменениями в законодательстве теперь относятся к товарам народного потребления.

А во-вторых, это, по нашему мнению, маржинальные проекты. Что касается дальнейшего развития узкопрофильных направлений, то успешность такого подхода покажет время.

Если первый этап этой деятельности продемон­стрирует ее доходность, то вполне возможно, специализированные аптеки и салоны будут развиваться в сетевые проекты», — отметила г-жа Попова.

Станислав Родничков. Барнаул — Омск — Томск — Красноярск

Фармацевтический вестник, № 32 (648) за 2011 год 


Назад