(3812) 53-99-14 644024, г.Омск, ул. Декабристов, 45
e-mail:info@biomedservice.ru

Аптека по обслуживанию населения в Канаде. Статья опубликована в газете "Росфарма"

Статья опубликована в газете "Росфарма" ноябрь 2001 г.

 

 

Ассоциация "Росфарма", занимаясь международным сотрудничеством и являясь членом Международной федерации фармацевтов и Еврофармфорума, ведет большую переписку с этими международными организациями. Все интересные информационные сообщения направляются в региональные отделения. Ежегодно либо в лице вице-президента по международному сотрудничеству А.П.Арзамасцева, либо в виде небольших делегаций под его руководством "Росфарма" старается посещать ежегодные конгрессы FIP. В 2001 году 61-й Конгресс FIP проходил в городе Сингапуре и ведущей темой на нем была тема: "Фокус на пациента", поэтому было много докладов и публикаций об аптеках, обслуживающих население.
В настоящем выпуске предлагаем Вашему вниманию информацию об аптеках по обслуживанию населения в Канаде.

 

Канада традиционно считается одним из лучших мест проживания в мире благодаря наличию в стране благоприятного экономического климата, красоте и разнообразию ее природы и, без сомнения, отчасти благодаря социально-ориентиро-ванной службе здравоохранения. Население Канады (по данным за июль 2000 года) составляет 30.750.087 человек - сравнительно небольшая цифра, учитывая огромную территорию этой страны. Ведущими четырьмя отраслями экономики Канады (в млн. канадских долларов) являются горно- и нефтедобывающая ($ 27.376), сельское хозяйство и связанные с ним услуги ($ 12.973), лесное хозяйство, заготовка и транспортировка леса ($ 4.700), рыболовство и охотный промысел (8). Многие небольшие и крупные города Канады обязаны своим существованием наличию этих связанных с использованием природных ресурсов отраслей и занятости в них населения. Таким образом, объемы реализации многих аптек также зависят от успеха в указанных основных отраслях экономики.
В состав Канады входят 10 провинций и 3 территории. Закон о здравоохранении Канады и его основополагающие критерии (общественное, государственное управление, полнота и комплексность, универсальность и доступность) являются национальными по масштабу, и финансирование услуг, предусмотренных в законе, выделяется национальным правительством в определенной доле каждой провинции и территории, которые, в свою очередь, несут ответственность за использование лекарственных средств и предоставление медицинских услуг. В общем, и целом состояние здравоохранения в Канаде является хорошим, несмотря на постоянное давление повсеместной нехватки врачей и медсестер и растущую потребность в расходах на здравоохранение.
В отношении лекарственных средств

Законом о здравоохранении Канады установлено лишь то, что Правительство страны несет ответственность за оплату лекарственных средств при их использовании в условиях стационара. Это привело к существованию различных планов (схем) по лекарственным средствам для амбулаторных больных (населения) на всей территории страны, каждый из которых содержит собственные уникальные руководства по возмещению стоимости лекарственных средств. По результатам исследования, недавно проведенного Министерством здравоохранения Канады, 90% всего населения страны имеют тот или иной вид страхового покрытия стандартных расходов на лекарственные средства, а 10% населения в этом отношении вообще не застраховано. В рамках группы населения, имеющего страховку на оплату лекарственныхсредств,11% получают полное возмещение, 69% осуществляют доплату в небольшом размере, и 10% (3 млн. человек) имеют относительно небольшую компенсацию по линии страхования (оплачивают35% расходов и более из собственного кармана).
По имеющимся статистическим данным в отношении национальных расходов на здравоохранение, затраты всех правительств на федеральном уровне, правительств провинций и местных органов, компенсации работникам и затраты в частном секторе в 1997 году составляли $ 77.955,6 (Сan $ млн.), включая затраты на (в Сan $ млн.): больницы - .363,40, врачей - .061,80 и лекарства (рецептурные и безрецептурные) - .264,70. К счастью, в сравнении с системой здравоохранения США, цены на лекарственные средства в Канаде остаются на значительно более низком уровне.
Аптеки, рецепты и рабочая нагрузка на фармацевтов

в течение прошлого года в Канаде было отпущено лекарств по 285.530.000 рецептам в 7175 аптеках по обслуживанию населения. Из указанного общего числа аптек, индивидуальные частновладельческие аптеки (не входящие в фирменные сети аптек) составляют 30%, средний объем рецептурного отпуска для них - 17.878 в год. Это означает, что каждая аптека в среднем производит отпуск лекарств по 130 рецептам в сутки. Аптечные магазины, входящие в сосав фирменных сетей и на базе франчайзинга составляют 57% от общего числа канадских аптек (эта цифра снизилась по сравнению с 61% в 1994 году), средний объем рецептурного отпуска - 36.214 в год, а на долю
продуктовых магазинов приходится 13% (рост в сравнении с 8% в 1994 году) всех, канадских аптек, они производят отпуск в среднем по 27.326 рецептам в год.
По многим известным причинам (та-Ким как старение населения, рост затрат на более современные методы лечения, рост продолжительности жизни и т.п.), в связи с увеличением объемов рецептурного отпуска, канадские провизоры в настоящее время заняты как никогда. Эта проблема еще более усугубляется значительной нехваткой провизоров в секторе розничной реализации, несмотря на тот факт, что в стране работают более 18.450 провизоров по обслуживанию населения, имеющих все необходимые лицензии. Частично данная проблема связана с увеличением количества новых аптек и продолжительности часов их работы, однако это также может быть отнесено за счет того, что до недавнего времени не проводилось расширение наборов в высшие фармацевтические учебные заведения; имеют место уходы сотрудников в отпуска по уходу за ребенком, а также наличие более широких возможностей выбора карьеры для фармацевтов и провизоров. С учетом того, что наши южные соседи (США) также испытывают значительную нехватку провизоров, канадские провизоры (особенно студенты фармацевтических вузов) по всей стране стали объектами мощных "кадровых наборов" со стороны США.
Становясь провизором

В Канаде существует 9 университетов (вузов), выпускникам которых присваивается степень бакалавра наук в области фармации. Программа обучения рассчитана на 4 года, после чего студенты проходят обучение перед работой в аптеке (практику) в течение минимум одного года. С учетом прохождения интернатуры длительностью около 6 месяцев во время обучения в вузе и после его окончания, а также сдачи экзамена в письменной форме Национальной Экзаменационной комиссии Канады по фармации, весь процесс обучения составляет приблизительно 5,5 лет. В Канаде для практической работы в аптеке по обслуживанию населения не требуется дальнейшее обучение после получения степени бакалавра.
Фармацевты (технические специалисты в аптеке): их 'роль в последнее время расширяется, что неохотно воспринимается одними и "с распростертыми объятиями" другими, причем ожидается ее дальнейшее повышение и расширение по мере возрастания рабочей нагрузки на провизоров. В настоящее время в Канаде в среднем в аптеке работают 1.8 фармацевта в течение полного рабочего дня и 2.0 фармацевта по совместительству (частичная занятость), однако в таких аптеках и магазинах существует также работающий за прилавком и в торговом зале персонал, в среднем включающий 4.4 сотрудников в течение полного рабочего дня и 4.8 позиций по совместительству. В каждой провинции существуют свои правила и регулирующие положения относительно участия фармацевтов в процессе отпуска лекарственных средств, причем довольно часто имеют место различия в нормативных документах относительно обязанностей фармацевтов в амбулаторных и стационарных лечебных учреждениях и аптеках. Также в некоторых регионах страны установлено максимальное соотношение числа занятых провизоров и фармацевтов, однако имеет место постоянная тенденция к отмене установленных соотношений.
В общем и целом, обязанности фармацевтов предусматривают выполнения ими всех функций по отпуску лекарственных средств, а на долю провизора остается непосредственное взаимодействие с врачом, контроль за предупреждением аллергических реакций и взаимодействием препаратов, консультирование и обсуждение лекарственной терапии с пациентом, а также окончательная проверка и ответственность за отпускаемые лекарственные средства. В Канаде действует национальная добровольная ассоциация защиты интересов фармацевтов. Однако не существует каких-либо конкретных законодательных актов в сфере здравоохранения, касающихся профессиональной роли фармацевтов, регулирования и/или лицензирования их деятельности. В некоторых провинциях предпринимаются попытки по сертификации фармацевтов со стороны органов лицензирования провизоров, однако этот процесс находится еще в самой начальной стадии развития и наличие лицензии у фармацевта не является обязательным требованием для ведения им практики. Также нет каких-либо требований в отношении обязательной специальной подготовки фармацевтов для работы в аптеках по обслуживанию населения, и пока многие работающие в аптеках техники будут получать образование в колледже (институте) или на заочных отделениях (на это потребуется от б месяцев до 2 лет), еще большее их количество либо будет обучаться на месте без отрыва от производства, либо пройдет частное индивидуальное обучение на усмотрение их работодателя.
Относительно вопроса о конкуренции среди аптек

В 1990-х годах ожидалось, что появление услуг по заказу лекарств по почте и изменение статуса многих лекарственных средств с рецептурных на безрецептурные окажут большое влияние на практику аптек по обслуживанию населения в Канаде. Первый фактор оказался не столь большое влияние на аптечную практику, как последний. В последние годы правительствами провинций утвержден национальный трехуровневый формат группировки (ранжирования) лекарственных средств, согласно которому проведена классификация всех препаратов, подлежащих реализации только в аптеках: ненаркотические, подлежащие контролю лекарственные средства, отпускаемые только по рецепту (препараты Группы 1); подлежащие отпуску только в аптеках без возможности самостоятельного выбора пациентом (потребителем) ("за прилавком", Группа 2); подлежащие реализации только в аптеках с разрешением самостоятельного выбора их пациентом (ОТС, Группа 3).
В результате выведения лекарственных средств из указанных групп все большее число препаратов, которые раньше можно было найти только в аптеках, теперь попадает на полки продовольственных магазинов самообслуживания. Для расширения ассортимента лекарственных средств в подобных торговых точках (включая отнесенные к указанным выше группам) потребуется открытие аптечной секции и включение в штат провизора. С учетом описанной выше нехватки кадров, это произойдет не скоро.
Существует устойчивое мнение, что в этом десятилетии развитие деятельности аптек на базе WEB-сети и практика электронной прописи лекарств, после их разрешения, изменят облик канадских аптек по обслуживанию населения и окажут определенное влияние на аптечную практику. В связи с этими тенденциями выражается озабоченность вопросами частной жизни пациентов и ее конфиденциальности, сохранения на должном уровне стандартов аптечной практики, а также проблемами безопасности / законности (т.е. удостоверяющей идентификации лица, выписавшего рецепт) в отношении получения рецептов.
В условиях масштабного проникновения американских средств массовой информации в канадскую культуру (в первую очередь в сфере журнальной прессы и телевидения) канадские провизоры имеют преимущества, связанные с возможностью наблюдать и изучать все существующие в США направления деятельности, будь то реклама напрямую потребителям (разрешенная в США, но не разрешенная в Канаде) или одобрение всем средствам лекарственной терапии
(иногда сначала в Канаде, потом в США, иногда наоборот), или интернет-аптеки (уже действующие в США). В качестве интересного замечания можно отметить, что в связи с постоянным вниманием к тому, что проходит "через границу" в области цен на лекарства и их наличия на рынке, открылась неожиданная "рыночная ниша" для канадских "пограничных городов", благодаря чему для американцев стало обычным делом посещение канадского врача и получение канадского рецепта, а затем посещение канадской аптеки для получения лекарств по рецепту до отъезда домой, что позволяет им экономить довольно значительные суммы денег. Это не прошло незамеченным для политиков, однако, по-видимому, вызовет больше проблем для американской стороны, чем для канадской.
Для аптек, в которых хорошо развита сфера услуг по оказанию помощи пациентам и имеются кадровые ресурсы для их поддержания (такие аптеки составляют небольшой процент), открыто широкое разнообразие направлений деятельности, в том числе проведение мониторинга / скрининга/ оценки рисков в аптеке, образовательных семинаров в аптеке или на другой территории, программы пробных (испытательных) рецептов, программы напоминаний о повторном отпуске лекарств по рецепту, проводимые в аптеке консультации по ведению заболеваний, а также визиты на дом к пациентам. Государственное финансирование на поддержку этих программ не выделяется, за отдельными исключениями. Однако провизоры-новаторы открывают для себя тот факт, что пациенты и клиенты готовы платить из своего кармана за услуги, которые в конечном итоге идут на пользу их здоровью. Всем хотелось бы, чтобы подобные услуги расширялись и получали государственное финансирование, и лоббирование в этом нА-правлении постоянно проводится на всех уровнях.
В конце 2000 года одной провинцией было успешно проведено лоббирование по вопросу предоставления имеющим специальную подготовку провизорам права на выписывание рецептов для срочной (неотложной) контрацепции. Этот процент, несомненно, станет крупной темой для обсуждения по всей стране в течение ближайшего года или двух, поскольку в связи с ним разворачиваются дебаты по вопросам этики и доступа лекарственным средствам, причем параллельно с этим принимаются меры по "проталкиванию" исключения продуктов стран ЕС и Группы 1 (рецептурные препараты) и перевода их в Группу 2 (отпуск из-за прилавка). Принимая во внимание эти факты и аптечную электронную торговлю "на плечах" канадских розничных аптек, ближайшие несколько лет будет интересно наблюдать за происходящим.

 


Дополнительную информацию по о рабете аптек в разных странах можно найти на следующих страницах:

 

Медсестры идут в фармацию. (О новых тенденициях на рынке труда в США). // "Фармацевтический вестник", №23 (302), 15 июля 2003 г.

Производственные аптеки: американский взгляд. // "Фармацевтический вестник", №18 (381), 24 мая 2005 г.

Аптечное дело в Великобритании. // "Фармацевтический вестник", №8 (247) 5 марта, 2002 г.

Аптеки Австралии. // "Фармацевтический вестник", №17 (256), 21 мая 2002 г.

Аптеки в Финляндии. Статья, размещена на сервере "Мир Здоровья"

Перемены на японском фармацевтическом рынке. // "Фармацевтический вестник", №15 (294), 29 апреля 2003 г.

Аптечная система в Дании. Статья размещена на сервере "Провизор"

На английский манер. Аптеки Великобритании. Статья опубликована в корпоративной газете ЗАО "ЦВ Протек" "Вести от Протека", №11 (75), ноябрь 2005 .

Аптечное дело в Германии.Статья опубликована в корпоративной газете компании "АС-Бюро" "Всегда с Вами", №7-8 (июль, август), 2005 г.

Стражи у ворот или, как в США ценят труд фармацевтов (отчет о стажировке в США в рамках "Программы эффективного производства" (2004 год)

Аптека по-африкански. Статья опубликована в корпоративной газете ЗАО "ЦВ Протек" "Вести от Протека", №2 (78), февраль 2006.

 


Назад