јптека по обслуживанию населени€ в  анаде. —тать€ опубликована в газете "–осфарма"

—тать€ опубликована в газете "–осфарма" но€брь 2001 г.

 

 

јссоциаци€ "–осфарма", занима€сь международным сотрудничеством и €вл€€сь членом ћеждународной федерации фармацевтов и ≈врофармфорума, ведет большую переписку с этими международными организаци€ми. ¬се интересные информационные сообщени€ направл€ютс€ в региональные отделени€. ≈жегодно либо в лице вице-президента по международному сотрудничеству ј.ѕ.јрзамасцева, либо в виде небольших делегаций под его руководством "–осфарма" стараетс€ посещать ежегодные конгрессы FIP. ¬ 2001 году 61-й  онгресс FIP проходил в городе —ингапуре и ведущей темой на нем была тема: "‘окус на пациента", поэтому было много докладов и публикаций об аптеках, обслуживающих население.
¬ насто€щем выпуске предлагаем ¬ашему вниманию информацию об аптеках по обслуживанию населени€ в  анаде.

 

 анада традиционно считаетс€ одним из лучших мест проживани€ в мире благодар€ наличию в стране благопри€тного экономического климата, красоте и разнообразию ее природы и, без сомнени€, отчасти благодар€ социально-ориентиро-ванной службе здравоохранени€. Ќаселение  анады (по данным за июль 2000 года) составл€ет 30.750.087 человек - сравнительно небольша€ цифра, учитыва€ огромную территорию этой страны. ¬едущими четырьм€ отрасл€ми экономики  анады (в млн. канадских долларов) €вл€ютс€ горно- и нефтедобывающа€ ($ 27.376), сельское хоз€йство и св€занные с ним услуги ($ 12.973), лесное хоз€йство, заготовка и транспортировка леса ($ 4.700), рыболовство и охотный промысел (8). ћногие небольшие и крупные города  анады об€заны своим существованием наличию этих св€занных с использованием природных ресурсов отраслей и зан€тости в них населени€. “аким образом, объемы реализации многих аптек также завис€т от успеха в указанных основных отрасл€х экономики.
¬ состав  анады вход€т 10 провинций и 3 территории. «акон о здравоохранении  анады и его основополагающие критерии (общественное, государственное управление, полнота и комплексность, универсальность и доступность) €вл€ютс€ национальными по масштабу, и финансирование услуг, предусмотренных в законе, выдел€етс€ национальным правительством в определенной доле каждой провинции и территории, которые, в свою очередь, несут ответственность за использование лекарственных средств и предоставление медицинских услуг. ¬ общем, и целом состо€ние здравоохранени€ в  анаде €вл€етс€ хорошим, несмотр€ на посто€нное давление повсеместной нехватки врачей и медсестер и растущую потребность в расходах на здравоохранение.
¬ отношении лекарственных средств

«аконом о здравоохранении  анады установлено лишь то, что ѕравительство страны несет ответственность за оплату лекарственных средств при их использовании в услови€х стационара. Ёто привело к существованию различных планов (схем) по лекарственным средствам дл€ амбулаторных больных (населени€) на всей территории страны, каждый из которых содержит собственные уникальные руководства по возмещению стоимости лекарственных средств. ѕо результатам исследовани€, недавно проведенного ћинистерством здравоохранени€  анады, 90% всего населени€ страны имеют тот или иной вид страхового покрыти€ стандартных расходов на лекарственные средства, а 10% населени€ в этом отношении вообще не застраховано. ¬ рамках группы населени€, имеющего страховку на оплату лекарственныхсредств,11% получают полное возмещение, 69% осуществл€ют доплату в небольшом размере, и 10% (3 млн. человек) имеют относительно небольшую компенсацию по линии страховани€ (оплачивают35% расходов и более из собственного кармана).
ѕо имеющимс€ статистическим данным в отношении национальных расходов на здравоохранение, затраты всех правительств на федеральном уровне, правительств провинций и местных органов, компенсации работникам и затраты в частном секторе в 1997 году составл€ли $ 77.955,6 (—an $ млн.), включа€ затраты на (в —an $ млн.): больницы - .363,40, врачей - .061,80 и лекарства (рецептурные и безрецептурные) - .264,70.   счастью, в сравнении с системой здравоохранени€ —Ўј, цены на лекарственные средства в  анаде остаютс€ на значительно более низком уровне.
јптеки, рецепты и рабоча€ нагрузка на фармацевтов

в течение прошлого года в  анаде было отпущено лекарств по 285.530.000 рецептам в 7175 аптеках по обслуживанию населени€. »з указанного общего числа аптек, индивидуальные частновладельческие аптеки (не вход€щие в фирменные сети аптек) составл€ют 30%, средний объем рецептурного отпуска дл€ них - 17.878 в год. Ёто означает, что кажда€ аптека в среднем производит отпуск лекарств по 130 рецептам в сутки. јптечные магазины, вход€щие в сосав фирменных сетей и на базе франчайзинга составл€ют 57% от общего числа канадских аптек (эта цифра снизилась по сравнению с 61% в 1994 году), средний объем рецептурного отпуска - 36.214 в год, а на долю
продуктовых магазинов приходитс€ 13% (рост в сравнении с 8% в 1994 году) всех, канадских аптек, они производ€т отпуск в среднем по 27.326 рецептам в год.
ѕо многим известным причинам (та- им как старение населени€, рост затрат на более современные методы лечени€, рост продолжительности жизни и т.п.), в св€зи с увеличением объемов рецептурного отпуска, канадские провизоры в насто€щее врем€ зан€ты как никогда. Ёта проблема еще более усугубл€етс€ значительной нехваткой провизоров в секторе розничной реализации, несмотр€ на тот факт, что в стране работают более 18.450 провизоров по обслуживанию населени€, имеющих все необходимые лицензии. „астично данна€ проблема св€зана с увеличением количества новых аптек и продолжительности часов их работы, однако это также может быть отнесено за счет того, что до недавнего времени не проводилось расширение наборов в высшие фармацевтические учебные заведени€; имеют место уходы сотрудников в отпуска по уходу за ребенком, а также наличие более широких возможностей выбора карьеры дл€ фармацевтов и провизоров. — учетом того, что наши южные соседи (—Ўј) также испытывают значительную нехватку провизоров, канадские провизоры (особенно студенты фармацевтических вузов) по всей стране стали объектами мощных "кадровых наборов" со стороны —Ўј.
—танов€сь провизором

¬  анаде существует 9 университетов (вузов), выпускникам которых присваиваетс€ степень бакалавра наук в области фармации. ѕрограмма обучени€ рассчитана на 4 года, после чего студенты проход€т обучение перед работой в аптеке (практику) в течение минимум одного года. — учетом прохождени€ интернатуры длительностью около 6 мес€цев во врем€ обучени€ в вузе и после его окончани€, а также сдачи экзамена в письменной форме Ќациональной Ёкзаменационной комиссии  анады по фармации, весь процесс обучени€ составл€ет приблизительно 5,5 лет. ¬  анаде дл€ практической работы в аптеке по обслуживанию населени€ не требуетс€ дальнейшее обучение после получени€ степени бакалавра.
‘армацевты (технические специалисты в аптеке): их 'роль в последнее врем€ расшир€етс€, что неохотно воспринимаетс€ одними и "с распростертыми объ€ти€ми" другими, причем ожидаетс€ ее дальнейшее повышение и расширение по мере возрастани€ рабочей нагрузки на провизоров. ¬ насто€щее врем€ в  анаде в среднем в аптеке работают 1.8 фармацевта в течение полного рабочего дн€ и 2.0 фармацевта по совместительству (частична€ зан€тость), однако в таких аптеках и магазинах существует также работающий за прилавком и в торговом зале персонал, в среднем включающий 4.4 сотрудников в течение полного рабочего дн€ и 4.8 позиций по совместительству. ¬ каждой провинции существуют свои правила и регулирующие положени€ относительно участи€ фармацевтов в процессе отпуска лекарственных средств, причем довольно часто имеют место различи€ в нормативных документах относительно об€занностей фармацевтов в амбулаторных и стационарных лечебных учреждени€х и аптеках. “акже в некоторых регионах страны установлено максимальное соотношение числа зан€тых провизоров и фармацевтов, однако имеет место посто€нна€ тенденци€ к отмене установленных соотношений.
¬ общем и целом, об€занности фармацевтов предусматривают выполнени€ ими всех функций по отпуску лекарственных средств, а на долю провизора остаетс€ непосредственное взаимодействие с врачом, контроль за предупреждением аллергических реакций и взаимодействием препаратов, консультирование и обсуждение лекарственной терапии с пациентом, а также окончательна€ проверка и ответственность за отпускаемые лекарственные средства. ¬  анаде действует национальна€ добровольна€ ассоциаци€ защиты интересов фармацевтов. ќднако не существует каких-либо конкретных законодательных актов в сфере здравоохранени€, касающихс€ профессиональной роли фармацевтов, регулировани€ и/или лицензировани€ их де€тельности. ¬ некоторых провинци€х предпринимаютс€ попытки по сертификации фармацевтов со стороны органов лицензировани€ провизоров, однако этот процесс находитс€ еще в самой начальной стадии развити€ и наличие лицензии у фармацевта не €вл€етс€ об€зательным требованием дл€ ведени€ им практики. “акже нет каких-либо требований в отношении об€зательной специальной подготовки фармацевтов дл€ работы в аптеках по обслуживанию населени€, и пока многие работающие в аптеках техники будут получать образование в колледже (институте) или на заочных отделени€х (на это потребуетс€ от б мес€цев до 2 лет), еще большее их количество либо будет обучатьс€ на месте без отрыва от производства, либо пройдет частное индивидуальное обучение на усмотрение их работодател€.
ќтносительно вопроса о конкуренции среди аптек

¬ 1990-х годах ожидалось, что по€вление услуг по заказу лекарств по почте и изменение статуса многих лекарственных средств с рецептурных на безрецептурные окажут большое вли€ние на практику аптек по обслуживанию населени€ в  анаде. ѕервый фактор оказалс€ не столь большое вли€ние на аптечную практику, как последний. ¬ последние годы правительствами провинций утвержден национальный трехуровневый формат группировки (ранжировани€) лекарственных средств, согласно которому проведена классификаци€ всех препаратов, подлежащих реализации только в аптеках: ненаркотические, подлежащие контролю лекарственные средства, отпускаемые только по рецепту (препараты √руппы 1); подлежащие отпуску только в аптеках без возможности самосто€тельного выбора пациентом (потребителем) ("за прилавком", √руппа 2); подлежащие реализации только в аптеках с разрешением самосто€тельного выбора их пациентом (ќ“—, √руппа 3).
¬ результате выведени€ лекарственных средств из указанных групп все большее число препаратов, которые раньше можно было найти только в аптеках, теперь попадает на полки продовольственных магазинов самообслуживани€. ƒл€ расширени€ ассортимента лекарственных средств в подобных торговых точках (включа€ отнесенные к указанным выше группам) потребуетс€ открытие аптечной секции и включение в штат провизора. — учетом описанной выше нехватки кадров, это произойдет не скоро.
—уществует устойчивое мнение, что в этом дес€тилетии развитие де€тельности аптек на базе WEB-сети и практика электронной прописи лекарств, после их разрешени€, измен€т облик канадских аптек по обслуживанию населени€ и окажут определенное вли€ние на аптечную практику. ¬ св€зи с этими тенденци€ми выражаетс€ озабоченность вопросами частной жизни пациентов и ее конфиденциальности, сохранени€ на должном уровне стандартов аптечной практики, а также проблемами безопасности / законности (т.е. удостовер€ющей идентификации лица, выписавшего рецепт) в отношении получени€ рецептов.
¬ услови€х масштабного проникновени€ американских средств массовой информации в канадскую культуру (в первую очередь в сфере журнальной прессы и телевидени€) канадские провизоры имеют преимущества, св€занные с возможностью наблюдать и изучать все существующие в —Ўј направлени€ де€тельности, будь то реклама напр€мую потребител€м (разрешенна€ в —Ўј, но не разрешенна€ в  анаде) или одобрение всем средствам лекарственной терапии
(иногда сначала в  анаде, потом в —Ўј, иногда наоборот), или интернет-аптеки (уже действующие в —Ўј). ¬ качестве интересного замечани€ можно отметить, что в св€зи с посто€нным вниманием к тому, что проходит "через границу" в области цен на лекарства и их наличи€ на рынке, открылась неожиданна€ "рыночна€ ниша" дл€ канадских "пограничных городов", благодар€ чему дл€ американцев стало обычным делом посещение канадского врача и получение канадского рецепта, а затем посещение канадской аптеки дл€ получени€ лекарств по рецепту до отъезда домой, что позвол€ет им экономить довольно значительные суммы денег. Ёто не прошло незамеченным дл€ политиков, однако, по-видимому, вызовет больше проблем дл€ американской стороны, чем дл€ канадской.
ƒл€ аптек, в которых хорошо развита сфера услуг по оказанию помощи пациентам и имеютс€ кадровые ресурсы дл€ их поддержани€ (такие аптеки составл€ют небольшой процент), открыто широкое разнообразие направлений де€тельности, в том числе проведение мониторинга / скрининга/ оценки рисков в аптеке, образовательных семинаров в аптеке или на другой территории, программы пробных (испытательных) рецептов, программы напоминаний о повторном отпуске лекарств по рецепту, проводимые в аптеке консультации по ведению заболеваний, а также визиты на дом к пациентам. √осударственное финансирование на поддержку этих программ не выдел€етс€, за отдельными исключени€ми. ќднако провизоры-новаторы открывают дл€ себ€ тот факт, что пациенты и клиенты готовы платить из своего кармана за услуги, которые в конечном итоге идут на пользу их здоровью. ¬сем хотелось бы, чтобы подобные услуги расшир€лись и получали государственное финансирование, и лоббирование в этом нј-правлении посто€нно проводитс€ на всех уровн€х.
¬ конце 2000 года одной провинцией было успешно проведено лоббирование по вопросу предоставлени€ имеющим специальную подготовку провизорам права на выписывание рецептов дл€ срочной (неотложной) контрацепции. Ётот процент, несомненно, станет крупной темой дл€ обсуждени€ по всей стране в течение ближайшего года или двух, поскольку в св€зи с ним разворачиваютс€ дебаты по вопросам этики и доступа лекарственным средствам, причем параллельно с этим принимаютс€ меры по "проталкиванию" исключени€ продуктов стран ≈— и √руппы 1 (рецептурные препараты) и перевода их в √руппу 2 (отпуск из-за прилавка). ѕринима€ во внимание эти факты и аптечную электронную торговлю "на плечах" канадских розничных аптек, ближайшие несколько лет будет интересно наблюдать за происход€щим.

 


ƒополнительную информацию по о рабете аптек в разных странах можно найти на следующих страницах:

 

ћедсестры идут в фармацию. (ќ новых тенденици€х на рынке труда в —Ўј). // "‘армацевтический вестник", є23 (302), 15 июл€ 2003 г.

ѕроизводственные аптеки: американский взгл€д. // "‘армацевтический вестник", є18 (381), 24 ма€ 2005 г.

јптечное дело в ¬еликобритании. // "‘армацевтический вестник", є8 (247) 5 марта, 2002 г.

јптеки јвстралии. // "‘армацевтический вестник", є17 (256), 21 ма€ 2002 г.

јптеки в ‘инл€ндии. —тать€, размещена на сервере "ћир «доровь€"

ѕеремены на €понском фармацевтическом рынке. // "‘армацевтический вестник", є15 (294), 29 апрел€ 2003 г.

јптечна€ система в ƒании. —тать€ размещена на сервере "ѕровизор"

Ќа английский манер. јптеки ¬еликобритании. —тать€ опубликована в корпоративной газете «јќ "÷¬ ѕротек" "¬ести от ѕротека", є11 (75), но€брь 2005 .

јптечное дело в √ермании.—тать€ опубликована в корпоративной газете компании "ј—-Ѕюро" "¬сегда с ¬ами", є7-8 (июль, август), 2005 г.

—тражи у ворот или, как в —Ўј цен€т труд фармацевтов (отчет о стажировке в —Ўј в рамках "ѕрограммы эффективного производства" (2004 год)

јптека по-африкански. —тать€ опубликована в корпоративной газете «јќ "÷¬ ѕротек" "¬ести от ѕротека", є2 (78), февраль 2006.

 


Ќазад